lanskoi о русской эмиграции


Previous Entry Share Next Entry
Разъяснения к Закону о двойном гражданстве
мудрец
elankoi
Оригинал взят у mmc_rspp в Разъяснения к Закону о двойном гражданстве


1405318059.jpg4 августа 2014 года вступил в силу закон, согласно которому граждане РФ должны уведомить российские власти о наличии другого гражданства. Подать уведомление о наличии второго гражданства можно с 17 августа 2014 года по почте или лично в подразделениях ФМС России. На это отводится 60 дней, т.е. это необходимо будет сделать до 4 октября 2014 года.

Вот Некоторые разъяснения по данному закону:

1. Перед кем из граждан РФ появляется обязанность уведомления ФМС?

-  Уведомить ФМС должны российские граждане, имеющие гражданство другого государства или получившие вид на жительство в другом государстве.


- От обязанности подавать уведомление освобождаются граждане, которые постоянно проживают за пределами РФ (уведомить о наличии иного гражданства можно только пребывая на территории РФ). Однако как только гражданин России вернётся в Россию на постоянное жительство, он будет обязан уведомить ФМС о втором гражданстве. Если гражданин России въезжает на Родину временно и имеет постоянное место жительства за границей, то он освобожден от этой обязанности.

2. Какие документы должны быть приложены к уведомлению о наличии второго гражданства? Нужно ли нотариально их заверять или переводить?

Пакет документов, прилагаемых к уведомлению:

А) уведомление о наличии второго гражданства — к форме уведомления прилагается только копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство и копия внутреннего паспорта гражданина РФ.

Б) уведомление о наличии гражданства у несовершеннолетнего ребенка старше 14 лет (ограниченного в дееспособности совершеннолетнего гражданина) — предоставляется копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство, свидетельство о рождении ребенка (если заявитель – родитель ребенка) или акт органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (если заявитель – опекун или попечитель), а также – копия внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории России.

В) Уведомление о наличии гражданства у несовершеннолетнего ребенка младше 14 лет — предоставляются копия иностранного паспорта / иного документа, удостоверяющего наличие второго гражданства / иностранного вида на жительство, копия внутреннего паспорта гражданина РФ или документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории России, – в отношении заявителя и дополнительно по выбору заявителя копия одного из следующих документов:


  • заграничного, дипломатического или служебного паспорта ребенка-гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

  • паспорта гражданина Российской Федерации родителя, в том числе заграничного, дипломатического или служебного паспорта, в который внесены сведения о ребенке;

  • свидетельства о рождении, в которое внесены сведения: о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя (независимо от места рождения ребенка); о гражданстве Российской Федерации одного из родителей, если другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо если место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (если свидетельство о рождении выдано на территории Российской Федерации);

  • перевода  на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка с отметкой о гражданстве России, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

  • свидетельства о рождении, выданного уполномоченным органом Российской Федерации отметкой о гражданстве РФ, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации; вкладыша к документу, выданному компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, либо к свидетельству о рождении, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданных в установленном порядке до 06.02.2007.

При подаче уведомления необходимо иметь при себе оригиналы всех документов, копии которых приложены к уведомлению.

Ни Закон о втором гражданстве, ни порядок подачи уведомления не обязывают предоставлять нотариально заверенные или скрепленные апостилем копии документов, нет требования и о переводе их на русский язык. Однако рекомендуется прилагать к копии иностранного документа его перевод на русский язык, поскольку это облегчит его обработку сотрудниками миграционной службы и снимет вопросы, которые могут у них возникнуть. Перевод нотариально заверять не обязательно.

3. Можно ли направить уведомление о втором гражданстве по электронной почте или иным способом посредством сети Интернет?

Нет. Согласно ч.5 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве) подача уведомления о втором гражданстве осуществляется либо лично, либо посредством почтового отправления.

4. Можно ли отправить уведомление о втором гражданстве через консульство России, находясь за границей?

Нет. В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве) подача уведомления о втором гражданстве производится только при нахождении гражданина на территории Российской Федерации непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо посредством почтового отправления в указанный орган.

Дипломатические представительства и консульские учреждения МИД России не уполномочены принимать от российских граждан уведомления о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, нотариально удостоверять на них подпись заявителей, пересылать уведомления в ФМС России, оформлять доверенности на законных представителей для решения этого вопроса на территории России, а также выдавать любые относящиеся к этой процедуре справки.

5. Можно ли отправить уведомление по почте, находясь за границей?

Нет. Согласно п.3 Порядка подачи уведомления почтовое отправление осуществляется через организацию федеральной почтовой связи, иначе говоря, Почту России. Это обусловлено 2 факторами:

- по логике Закона о втором гражданстве от подачи уведомления освобождены российские граждане, постоянно проживающие за ее пределами, соответственно, не предусмотрена возможность направления уведомления из-за рубежа;

- при принятии уведомления сотрудник отделения связи должен заполнить его (в части, относящейся к получению уведомления), поставить на нем оттиск почтового штемпеля и выдать отрывную часть уведомления гражданину. Законодательство России не может возложить такую обязанность на иностранные организации почтовой связи.

6. Нужно ли направлять уведомление о наличии второго гражданства, если человек имеет иностранное гражданство, постоянно проживает за пределами России, но имеет регистрацию по месту жительства (прописку) в России?

Да, нужно. В настоящее время под гражданами России, постоянно проживающими на территории России, понимаются россияне, зарегистрированные по месту жительства в России. Наличие такой регистрации (прописки) автоматически означает, что для целей миграционного законодательства (а не налогового) гражданин постоянно проживает в России и не может постоянно проживать за ее пределами. Безусловно, в рамках отдельно взятого дела можно доказать, что гражданин фактически постоянно проживает за пределами России, а значит – не должен подавать уведомление о втором гражданстве. Но, сделать это можно будет только в рамках отдельного дела, а, значит, может так случиться, что придется пережить не очень приятные моменты, связанные с фактом неисполнения обязанности по уведомлению о втором гражданстве.

Как определяется «постоянно проживающий за границей»?

На данный момент закона или нормативных актов, которые бы определяли понятие «ПМЖ за границей» (как было в СССР), не существует. Единственный «документ» на данное время, по которому ФМС определяет «проживание» есть регистрация. Но вопрос в том, что регистрация есть требование сугубо внутреннее, и к проживанию за границей она никакого отношения не имеет. Существует вероятность (и опасения), что регистрация (а также возврат к практике «выезд на ПМЖ») будет являться для ФМС определением места проживания. Следует заметить, что есть понятие «резидент» и в различных аспектах права оно определяется по-разному. Из пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ в редакции ЗаконаN 406-ФЗ следует, что резидентами считаются физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Выписка на ПМЖ, т.е. снятие с регистрационного учёта по месту проживания/пребывания со штампом «за рубеж» есть процедура закона, которая более не существует. «Выписываться» куда-либо, тем более из своей собственности, никто заставить не может. Конечно, «выписываться» есть право, но никак не обязанность. Кроме того, когда гражданин приезжает в РФ, у него есть прямая обязанность быть зарегистрированным. Cуществует трактовка ст.3 закона РФ о Гражданстве, которая также используется в валютном и таможенном законодательстве.

Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство. Достоверно подтвердить факт отсутствия гражданина на территории России, а также период такого отсутствия позволяет информация, содержащаяся в отметках, проставляемых пограничными органами в паспорте при пересечении Государственной границы Российской Федерации.

По информации пресс-службы ФМС России, «постоянно проживающими за пределами РФ считаются граждане, стоящие на консульском учете в другой стране, которые имеют документ, подтверждающий постоянное проживание – вид на жительство, гринкарту и т.д.» Стоит заметить, что постановка на консульский учёт есть право, но никак не обязанность. Консульский учёт не зависит от статуса с точки зрения иммиграционных властей страны пребывания, а потому сама по себе не является ультимативным доказательством постоянного проживания за границей (хотя КУ может быть использован как часть доказательств). Постановка на КУ не порождает никаких изменений во взаимодействии с консульством и не влияет на получение паспорта или других документов.

По информации МИДа России, постановка гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего либо временно находящегося за пределами Российской Федерации, на учет в консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве сама по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, доказывающего фактическое непрерывное пребывание (проживание) данного лица за пределами Российской Федерации и не порождает для лица каких-либо правовых последствий.

Таким образом, действие Федерального закона № 142-ФЗ не распространяется на граждан Российской Федерации, снятых с регистрационного учета в Российской Федерации в связи с выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации с составлением листка статистического учета выбытия. .В случае если пересечение Государственной границы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, то при отсутствии документа, подтверждающего факт его постоянного проживания в иностранном государстве (вид на жительство, разрешение на жительство и т.д.), выданного в соответствии с законодательством иностранного государства, он рассматривается таможенными органами в качестве лица государства — члена Таможенного союза.

7. В какой территориальный орган миграционной службы мне подавать уведомление: по месту прописки, по месту временного пребывания или по месту фактического проживания?

В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в редакции Закона о втором гражданстве), подача уведомления о втором гражданстве производится в территориальный орган миграционной службы по месту регистрации жительства (по месту прописки), при отсутствии места жительства – по месту регистрации временного пребывания, а при отсутствии и первого, и второго – по месту фактического проживания. Мы считаем это нелогичным, потому что многие из нас проживают не по месту постоянной регистрации и даже не по месту временной регистрации, соответственно, заставлять людей возвращаться в свои регионы только ради подачи уведомления нецелесообразно. Вопрос о возможности подачи уведомления о втором гражданстве по месту фактического проживания будет разъяснен дополнительно.

8. Нужно ли подать уведомление о наличии иностранного вида на жительство, если его срок истекает в декабре 2014 года?

Статья 6 Закона о втором гражданстве обязывает россиян, имеющих иностранный вид на жительство на момент вступления в силу Закона о втором гражданстве, уведомлять о наличии у них иностранного вида на жительство независимо от того, когда истекает срок его действия. Согласно букве закона, даже если вид на жительство истечет 05.10.2014, необходимо подать уведомление о нем.

9. По какому адресу необходимо направить уведомление о втором гражданстве?

Адрес территориального органа миграционной службы, в который должно быть подано уведомление о втором гражданстве, можно узнать на сайте Управления Федеральной миграционной службы России по субъекту Федерации, его адрес можно узнать на сайте Федеральной миграционной службы России.

10. Из какого отделения Почты России можно отправить уведомление о втором гражданстве?

Уведомление о втором гражданстве может быть отправлено из любого отделения Почты России, главное – направить его по правильному адресу.

11. Какая ответственность предусмотрена за неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче уведомления?

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

12. Предусмотрена ли административная ответственность за утерю отрывного корешка уведомления о втором гражданстве?

Отрывная часть уведомления о втором гражданстве – единственное доказательство того, что такое уведомление направлено. Следовательно, при ее отсутствии могут привлечь к уголовной ответственности за не уведомление о втором гражданстве. Безусловно, в реестре, который будет вести миграционная служба, скорее всего найдут информацию о том, что уведомление получено. Но в случае если такую информацию не найдут, может возникнуть немало неприятных минут общения с российскими правоохранительными органами и наличие судимости по итогам этого общения. Настоятельно рекомендуется хранить отрывную часть уведомления вместе с загранпаспортом.

!!! Возможная опасность в будущем для проживающих за границей и имеющих постоянную регистрацию в РФ — ответственность за фиктивную регистрацию. По поводу фиктивной регистрации следует помнить, что главное не сознаваться в намерении «не проживать». Что угодно – «планирую в далёком будущем приезд и т.д.». Как вариант, если гражданин постоянно зарегистрирован, но лишаться регистрации не хочет, оформить убытие с места постоянной регистрации (с предоставлением копии второго паспорта или учебной/рабочей визы и с актом-подтверждением от соседей — что Вы не проживаете по месту прописки!). Эту копию они пошлют в ФМС.



?

Log in